Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
"Средняя общеобразовательная школа № 6"

Адрес: 141067, Московская обл., г. Королев, ул. Комитетский лес, д. 14. Тел.: (495)515-02-55.
Факс: (495)515-01-86. E-mail: 6shkola@mail.ru

Вера Ивановна Шпинёва

Дыхание – основа вокально-хоровой техники

Выступление на городском методическом объединении учителей художественно-эстетического цикла
г. Королёва Шпинёвой Веры Ивановны, учителя музыки МОУ БСОШ №6 

Хоровое пение – не только достижение мировой культуры, но и непревзойденное средство этнопедагогики. Систематический мониторинг состояния здоровья детей позволил выявить уникальные результаты. Три года занятий хоровым пением – и жизненный объем легких становится таким же, как у пловцов.

Основой вокально-инструментальной техники является правильное дыхание. Как же надо добиваться правильного дыхания? Прежде всего напоминаю детям, что при пении необходимо стоять или сидеть прямо, не сутулясь, без напряжения. Постоянно отслеживаю, чтобы вдох при этом они делали быстро, но спокойно, не суетливо, не поднимая плеч.

При соблюдении этих условий у детей вырабатывается правильный прием дыхания. Этот прием, называемый нижнереберным, заключается в том, что при вдохе воздух, проникая в легкие, нажимает на диафрагму и нижние ребра и раздвигает их. Мы учимся после быстрого вдоха перед началом пения дыхание на мгновение задержать.

Задержка дыхания является как бы частью процесса вдоха. Отрабатываем выдох: при пении его нужно делать медленно, экономно, равномерно. Очередное дыхание необходимо брать до того, как запас воздуха в легких будет исчерпан до конца.

Для закрепления навыков нижнереберного дыхания проделываем ряд практических упражнений. Например, делаем быстрый вдох и задерживаем его не на мгновение, а на более долгое время, считая про себя вначале до 5-6, а затем постепенно увеличивая счет до 10.

Самым главным моментом в процессе пения является выдох. Выдох должен быть совершенно спокойным. Чтобы научиться экономно расходовать дыхание при пении, мы переходим к упражнению, тренирующему выдох. Для этого делаем выдох, считая про себя вначале до 5-6, а затем увеличивая счет до 10. Это так называемое ритмическое дыхание.

Для более ясного ощущения этого процесса выдох делаем на каком-нибудь шипящем звуке или свистящем, например: «С», «З», «Щ», «Ш». Гласные звуки (например, «А», «Э», «У») должны распеваться в среднем регистре (в так называемой примарной зоне, наиболее удобной для пения без напряжения) на звуках фа, соль, ля первой октавы.

Для закрепления навыков дыхания использую прием, при котором длинный звук разбивается на более короткие, разграниченные паузами, во время которых певцы должны возобновлять дыхание.

Нужно прорабатывать у учащихся слуховой контроль, который у самого певца при пении является необходимым условием для успешной тренировки дыхания.

Умение правильно дышать помогает выработать очень важный и необходимый прием в хоровом пении – цепное дыхание. Сущность цепного дыхания заключается в том, что в процессе пения певец берет дыхание не одновременно с исполнителями, стоящими от него справа и слева. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание хора (без пауз) в течение продолжительного времени. Цепное дыхание особенно важно при исполнении протяжных песен.

Для выработки навыка цепного дыхания я практикую пение гаммы большими длительностями, без пауз. При этом слежу, чтобы учащиеся брали дыхание не все одновременно и преимущественно в середине длинных звуков. Использование приема цепного дыхания требует от певцов хора большой техники. Цепное дыхание – коллективный навык, обусловливающий наличие у учащихся обостренного чувства ансамбля.

На уроках музыки с успехом применяется следующий комплекс упражнений, позволяющих в процессе тренировки дыхания и голоса добиваться значительных результатов, связанных с гармоничным развитием личности. Первая цепочка упражнений для постановки певческого дыхания предназначена в основном для детей младшего возраста и выполняется на самых первых уроках, когда объясняется правильный процесс пения?

1. «Бабушкин пирожок»
Детям предлагается представить, будто они «нюхают бабушкин пирожок», для чего всем вместе (по знаку дирижера) надо с удовольствием, «вкусно» сделать вдох носиком, затаить на миг дыхание и с характерным звуком через рот выдохнуть. Это задание способствует спокойному, ненапряженному вдоху и помогает детям избавиться от зажатости, поднятию плеч.

2. «Морозный узор»
В этом упражнении удлиняется фаза выдоха, и акцентируется внимание на его целенаправленность. Надо вдохнуть по знаку дирижера, на мгновение замереть и, сложив губы трубочкой («как будто хочешь поцеловать маму»), медленно дуть перед собой «на морозный узор на стекле». Окончание выдоха может быть одновременным – по знаку учителя, а можно устроить соревнование, кто будет выдыхать дольше.

3. «Озвученный выдох»
Некоторые дети во время бесшумного выдоха незаметно добирают дыхание, часто сами того не замечая. Потому в этих упражнениях озвучиваем выдох, например, звуком «с-с-с» - упражнение «За окошком ветер» - или звуком «ж-ж-ж» - упражнение «Пчелка». В упражнении «За окошком ветер» полезно добавить и эмоциональный компонент: во время выдоха по специальным знакам менять его силу, имитируя усиление и затихание ветра (крещендо и диминуэндо).

Систематический показ и контроль правильности певческого дыхания, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, сам процесс пения – все это способствует выработке широкого дыхания, увеличивает объем легких, оздоравливая тем самым поющего.

Для музыкантов всех специальностей, но особенно для духовиков и вокалистов большое значение в профессиональном росте имеют навыки правильного дыхания. Но если духовиков и вокалистов этим навыкам специально обучают, то музыкантов-инструменталистов, к сожалению, нет. Поэтому у многих начинающих музыкантов при исполнении эмоционально-сложных  произведений начинает кружиться голова и появляется ощущение слабости, идущее от нарушения правильного ритма и способа дыхания.

Полное дыхание хорошо массирует внутренние органы – печень, селезенку, почки, желчный пузырь и тем самым улучшает их кровоснабжение.

Литература

1. Вл. Соколов «Работа с хором» - «Музыка», Москва, 1967 г.
2. А. Курбатов, Л. Курбатова «Культура дыхания» - Библиотечка «Первого сентября», выпуск 6, Москва, 2006 г.

Текущая дата и время на сервере: 2024-04-20 [04:07:12]

© Тузов Александр, 2008-2020.
Пишите письма: 6shkola@mail.ru

   Хостинг сайта осуществляется при поддержке  
компании RU-CENTER

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика